новый дизайн
Новости Новости отрасли - Кто станет претендентом на Мозырский НПЗ в случае распада Славнефти?

Кто станет претендентом на Мозырский НПЗ в случае распада Славнефти?

Нынешние акционеры «Славнефти» (а сейчас она владеет 42,581% акциями Мозырского НПЗ) – «Роснефть» и «Газпром нефть» – не сильно в ней нуждаются, но бракоразводный процесс пока не затевают, хотя он в перспективе не исключен.

Что это может значить для Мозырского НПЗ?

Напомним, изначально «Славнефть» создавалась как российско-белорусское совместное предприятие, которым владели Минимущества России и Беларуси. Вкладом белорусской стороны в СП стал Мозырский НПЗ, российской – Ярославский НПЗ. В 2002 году акции «Славнефти» были проданы Тюменской нефтяной компании (ТНК) и «Сибнефти», которая в то время принадлежала Роману Абрамовичу, а позже стала принадлежать «Газпрому» и называться «Газпром нефть».
Российские акционеры пытались, но не смогли.

До 2013 года структура акционерного капитала Мозырского НПЗ выглядела так: правительству Беларуси принадлежало 42,757% акций, в собственности компании «Славнефть» (владельцами которой на паритетных началах были ТНК-ВР и «Газпром нефть») находилось 42,581% акций, а доля ООО «МНПЗ плюс», которая представляет интересы работников НПЗ, составляла 12,252% (отметим, что в 2006 году белорусское государство увеличило свою долю в уставном капитале этого общества до 98,4%).

Понятно, что российским акционерам хотелось получить контроль над Мозырским НПЗ. Российско-британская нефтяная компания ТНК-BP собиралась это сделать в 2010 году. Дело в том, что в 2009 году «Газпром нефть» и ТНК-ВР завершили раздел сбытовых активов компании «Славнефть», после чего собирались произвести аналогичный раздел и в отношении нефтеперерабатывающих мощностей. Для ТНК-ВР контроль над Мозырским НПЗ, который находится рядом с украинским рынком, был особенно важен с точки зрения оптимизации своей сбытовой политики, так как компания имела в Украине нефтеперерабатывающие активы.
ТНК-ВР хотела увеличить свой пакет в акционерном капитале Мозырского НПЗ за счет акций «Газпром нефти», обменяв его на активы в Ярославском НПЗ, где обе компании также имели паритетный пакет акций. После чего она собиралась докупить определенный пакет акций у белорусского правительства, чтобы иметь контрольный пакет. ТНК-ВР обратилось в правительство Беларуси с таким предложением, но получила отказ.

В 2013 году структура собственников Мозырского НПЗ формально изменилась. Это случилось после того, как ТНК-ВР перешла в собственность государства – 100% ее акций консолидировала госкомпания «Роснефть» (кстати, эта сделка на 61 млрд. долларов стала крупнейшей в истории российского бизнеса и превратила «Роснефть» в мирового лидера по добыче нефти).

Как следствие, в структуре акционеров завода произошли небольшие изменения. Правда, правительству Беларуси как принадлежало 42,757% акций, так и принадлежит, доля ООО «МНПЗ плюс» также осталась прежней (12,252%), не изменилась и доля российской компании «Славнефть» (42,581% акций). Единственное, что изменилось: владельцами «Славнефти» на паритетных началах стали «Роснефть» и «Газпром нефть».

И уже вскоре в российских СМИ ожидаемо появилась информация о том, что «Роснефть» Игоря Сечина хочет купить Мозырский НПЗ. Правда, не говорилось, каким образом: то ли купить пакет акций у белорусского государства, то ли у российской «Газпром нефти», то ли у участников ООО «МНПЗ-плюс». Что касается «Газпром нефти», то ее президент Александр Дюков заявил, что «Газпром нефть» не планирует продавать «Роснефти» свою долю в «Славнефти».

Больше было похоже, что «Роснефть» готовила почву для покупки белорусского актива у белорусского правительства. По крайней мере, в 2013 году именно И. Сечину удалось противостоять намерениям вице-премьера РФ Аркадия Дворковича резко снизить поставки нефти в Беларусь вслед за арестом белорусскими властями гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера.

Сечин добился, что поставки нефти в Беларусь были восстановлены в полном объеме. После чего Лукашенко на встрече в Минске лично поблагодарил за принципиальность, которую, как было сказано, руководство «Роснефти» проявляет в вопросах исполнения обязательств российской стороны по поставкам нефти в Беларусь.
Более того, с 2014 года «Роснефть» собиралась стать генеральным поставщиком нефти в Беларусь, отодвинув от этой миссии другие российские компании. Правда, пролоббировать эту идею в России И. Сечину тогда не удалось из-за активного протеста других российских игроков. И все же главным проектом для «Роснефти» на то время была организация поставок природного газа для «Гродно Азот» – крупнейшего белорусского потребителя газа (потребляет около 2 млрд. кубометров в год).
«Роснефть» хотела сломать монополию «Газпрома» на поставки газа в Беларусь и планировала переключить часть поставок на себя (отметим, что «Роснефть» – один крупнейших независимых производителей газа в России). Если бы «Роснефти» удалось это сделать, это было бы серьезным козырем для И.Сечина в реализации его дальнейших планов в Беларуси. Но и эти планы реализовать не получилось.

Можно предположить, что «Роснефть» в то время не была слишком настойчива, поскольку потенциально была не готова к покупке пакета акций Мозырского НПЗ. Компания была слишком обременена кредитами после покупки ТНК-BP. К тому же в то время правительство РФ включило «Роснефть» в список компаний, чей госпакет акций – полностью или частично – собиралось приватизировать в 2013 году. Впрочем, белорусское руководство, учитывая данное обстоятельство, тоже не горело желанием продавать Мозырский НПЗ.

Акционеры «Славнефти» перед выбором

Эксперты, между тем, обращают внимание, что на данном этапе единство «Славнефти» сохраняется формально, а на самом деле компания фактически уже перестала существовать как единое целое. Отметим, ранее «Роснефть» и «Газпром нефть» в целях повышения эффективности «Славнефти» поделили между собой оперативное управления отдельными предприятиями холдинга.

Правда, пока это не привело к ожидаемым результатам. На собрании акционеров «Славнефти» в июне этого года И. Сечин отметил, что у «Роснефти» «есть тревога» по поводу эффективности работы данного СП с «Газпром нефтью». Тем не менее, вариант «развода» пока не обсуждается. Представители обоих акционеров ранее заявляли, что они не видят реальных путей «цивилизованного развода». Возможность продажи своих долей в СП тоже не обсуждается. Глава «Газпром нефти» Александр Дюков в июне 2016 года в очередной раз заявил, что возглавляемая им компания не рассматривает вариант выкупа доли у «Роснефти» и не получала подобного предложения со стороны Игоря Сечина. Никакая «третья сторона» интереса к «Славнефти» также не проявляла.

В числе явных преимуществ «Славнефти» эксперты отмечают высокий уровень обеспеченности перерабатывающими активами. Компании принадлежат два НПЗ – «Ярославнефтеоргсинтез» и крупный пакет в Мозырском НПЗ. Мощность «Ярославнефтеоргсинтез составляет 15 млн. тонн в год, что примерно равно всему добычному потенциалу компании. Мощность Мозырского НПЗ – около 12 млн. тонн.

Следует также отметить, что объемы переработки нефти у «Славнефти», в отличие от добычи, постоянно растут. В целом с 2001 года по 2015 год они увеличились почти на 10 млн. тонн. При этом уже сегодня компания перерабатывает почти на 80% больше нефти, чем добывает.

Эксперты отмечают, что в случае «развода» двух ведущих акционеров именно «Роснефть» будет стремиться к тому, чтобы сохранить НПЗ «Славнефти» в своем управлении. Ведь если «Газпром нефть» cейчас перерабатывает около 80% нефти, то «Роснефть» – всего лишь 38%.

Мозырский НПЗ – актив, пока не доступный «Роснефти»

Тем не менее, при развитии такого сценария «Роснефти» получить контроль над Мозырским НПЗ будет очень непросто. Сейчас Мозырский НПЗ самостоятельно реализует масштабную программу модернизации в надежде на скорое увеличение объема переработки нефти до 12 млн. тонн в год и повышение глубины переработки нефти до 90%. В 2011-2015 годах предприятие инвестировало в развитие 1,23 млрд. долларов. Фактически с 2010 года на Мозырском НПЗ каждый год вводится в эксплуатацию как минимум одна новая технологическая установка. Задача – приблизиться по технологическому уровню к европейским заводам, чтобы оставаться конкурентоспособным в условиях неблагоприятной нефтяной конъюнктуры.

Другое дело, что финансовое здоровье Мозырского НПЗ определяет не только внешняя конъюнктура, но и внутренняя политика. Пока белорусское правительство бдительно контролирует ход техперевооружения завода и его финансовое самочувствие. Однако ситуация может резко поменяться, если Россия примет радикальный вариант налоговой реформы в нефтяной отрасли, что, в свою очередь, может повлиять и на сложившуюся структуру собственности в ОАО «Мозырский НПЗ».



Компании, которые упоминаются в данной новости:
Источник - charter97.org



Комментариев нет


Больше информации и контактов вы найдете в публикациях о проектах нового строительства и модернизации:
21 ноября 2024 г.
Строительство высоковольтных линий. Инвестиции в проект около 600 млн руб. Информация о проекте и контакты основных кураторов.
21 ноября 2024 г.
Строительство жилого комплекса. Предполагаемый размер инвестиций в проект составит 5,9 млрд. рублей. Информация о проекте и контакты кураторов.
21 ноября 2024 г.
Строительство линии электропередачи. Стоимость проекта 643 млн. руб. Информация и контакты задействованных организаций.
21 ноября 2024 г.
Модернизация производственного здания. Инвестиции в проект составят 453 млн. рублей. Подробности проекта и контакты кураторов.