Компания «РусГидро» не может сама оплатить работы по затоплению ложа Нижне-Бурейской ГЭС. Это будет расцениваться как нецелевое расходование инвестиционных средств, прокомментировали в компании. Деньги должны выделить из федерального бюджета. На данный момент необходимо 269 миллионов рублей.
Заместитель генерального директора ОАО «Нижне-Бурейская ГЭС» Владимир Горшенин дал ответы на вопросы журналистов.
– Какая сумма необходима для проведения мероприятий по затоплению ложа водохранилища Нижне-Бурейской ГЭС? На какой срок рассчитаны работы?
– Думаю, стоит опираться на ту сумму, которая задекларирована последней: это 269 миллионов рублей. Из них 106 миллионов – это мероприятия первой очереди – лесоочистка, археология, подготовка территории бывших населённых пунктов. Остальные деньги – мероприятия по переносу ЛЭП, компенсация животному миру, сельскому хозяйству и сельхозпредприятиям. Перенос линий можно выполнять в течение полутора лет – до ноября 2017 года. Время позволяет, линии электропередачи, которые попадают в зону затопления, находятся на высоких отметках второй очереди затопления. А мероприятия по компенсации животному миру и сельскому хозяйству можно выполнять в любое время, поскольку они к затоплению и вовсе не привязаны.
– Кто должен финансировать мероприятия по затоплению ложа водохранилища Нижне-Бурейской ГЭС? Почему?
– Российская Федерация. Потому что все гидротехнические сооружения, к которым относится будущее водохранилище, являются объектами федеральной собственности. Все мероприятия, связанные с их созданием, а также переселение, компенсационные выплаты – все это ложится на плечи РФ. Это предусмотрено Кодексом РФ.
– Правда ли, что на стадии проектирования не закладывали возможность федерального финансирования? Предполагалось ли заранее использовать федеральный бюджет? Когда властям сообщили о том, что они должны финансировать мероприятия?
– На стадии проектирования ГЭС источники финансирования зоны затопления не предусматриваются никогда. Проект предусматривает только технические мероприятия, и их стоимость рассчитывается на основании федеральных справочников. Параллельно с проектированием проводилась работа по определению источников финансирования совещания на уровне председателя правительства РФ. Дмитрий Медведев в прошлом году проводил совещание в Хабаровске, на нём он дал поручение Минфину изыскать источники финансирования для реализации этих мероприятий. Президент дал поручение правительству найти средства. Однако источники так и не были определены, хотя все прекрасно знали, что это федеральная прерогатива.
– Почему из федерального бюджета ранее не выделили деньги на финансирование мероприятий по подготовке к затоплению?
– Это вопрос федерального уровня.
– Почему компания «РусГидро» не может сама оплатить необходимые работы?
– Потому что это будет нецелевое расходование инвестиционных средств.
– Крупнейшим акционером компании «РусГидро» является Российская Федерация. Ложе создают на территории Российской Федерации. Акционеры не могут решить вопрос с финансированием между собой?
– Это не вопрос акционеров, а прерогатива федерального бюджета и правительства РФ.
– Зачем привлекается местный бюджет Амурской области? Кто предложил сделать налоговые послабления для РусГидро?
– Область заинтересовалась решением этого вопроса, потому что если мы введем первые агрегаты в ноябре 2016 года, то за последующий календарный год в бюджет области поступят налоговые отчисления в размере около 500 миллионов рублей. Поэтому область и решила изыскать возможность профинансировать первую очередь мероприятий, которые необходимы для того, чтобы приступить к затоплению. Это 106 миллионов рублей. По областному закону есть возможность помогать субъектам предпринимательства – в локальной зоне для определенных целей, которые повлекут улучшение инвестиционного климата и финансового состояния Амурской области. Создать налоговые послабления для РусГидро – это как раз тот случай. Если область, например, сейчас уменьшает налоговые поступления на 106 миллионов, дополнительные 400 миллионов рублей – это прямая выгода, которую бюджет области получит благодаря вложенным миллионам.
– Есть ли отставание по срокам в строительстве ГЭС? Как отсутствие финансирования сказывается на сроках?
– Перебоев с финансированием объекта нет, поэтому ГЭС строится в соответствии с графиком. Отсутствие финансирования по водохранилищу не влияет на сроки строительства станции.
– Что будет, если Федерация не выделит необходимое финансирование?
– Срок ввода объекта в эксплуатацию будет перенесён. Естественно, тогда у нас появляется проблема с деньгами, поскольку мы не сможем обеспечить безопасность объекта. Придется консервировать само строительство, соответственно, распускать людей в оплачиваемые отпуска, либо сокращать их, это тоже потребует огромных расходов. Это почти 1 200 человек. Из них больше половины – жители Амурской области. Возникнет огромная социальная напряжённость.
Зона затопления Нижне-Бурейской ГЭС – это территория общей площадью около 14 тысяч гектаров, частично бывшие земли сельскохозяйственного назначения и земли поселений. На территории зоны затопления раньше находились четыре населённых пункта. Все они были расселены в рамках программы переселения из зоны затопления Нижне-Бурейской ГЭС. Людям было предоставлено жильё, поэтому ни одного промышленного предприятия, жилых домов в зоне затопления нет.
Необходимые мероприятия по зоне затопления – это очистка от леса, перенос захоронений людей – тех, на кого поступили заявления консервация скотомогильника и ещё одного места, где раньше происходили захоронения животных, археологические работы, перенос линий электропередачи, опоры которых попадают в зону затопления Нижне-Бурейской ГЭС. Поскольку извлечение товарной древесины невыгодно, предусмотрена частичная лесоочистка низовой части водохранилища. Согласно положительному заключению госэкспертизы, это пятикилометровая зона ГЭС и шесть участков, определенных органами местного самоуправления: четыре зоны рекреации, где будут предусмотрены места для отдыха и рыболовства, и две зоны, где будут находиться объекты природного парка «Бурейский».