Компания РУСАЛ, крупнейший производитель алюминия, впервые в мире начала производить на Уральском алюминиевом заводе (УАЗ) флюсовые добавки из отходов алюминиевого производства - красного шлама. Как сообщил сегодня ИТАР- ТАСС представитель компании по связям с общественностью Роман Лукичев, на этом металлурги не останавливаются. В ближайшие месяцы запланировано получение опытной партии ценнейшего сырья - первичного скандиевого концентрата, затем - производство этой продукции в промышленных масштабах.
Технология разработана в сотрудничестве специалистов инженерно-технологического центра RUSAL и ученых Института химии твёрдого тела (ИХТТ) Уральского отделения РАН. "Скандий - ценнейший редкоземельный элемент, без которого нельзя сделать ни планер пятого поколения, ни обсадные трубы для нефтедобычи. Без него невозможна современная электроника. Сейчас цена на чистый скандий доходит до 5 тыс долларов за килограмм, и он непрерывно дорожает", - рассказал в интервью ИТАР-ТАСС директор ИХТТ УрО РАН, член- корреспондент РАН Виктор Кожевников.
В марте на УАЗе начались строительно-монтажные работы на установке по производству первичного скандиевого концентрата, которые завершатся летом. Мощность установки - 2 тонны концентрата в год. Общий объем инвестиций RUSAL в проекты в 2014 году составит 74 млн рублей.
По словам Кожевникова, в мире технологии переработки красных шламов еще никто в промышленных масштабах не реализовал. Рынок этой продукции практически неисчерпаем: только три шламохранилища на Урале содержат 150 млн тонн красных шламов. "В Богословских красных шламах на Урале содержится до 60%оксида железа, а у нас копают ямы в земле, чтобы добыть руду с содержанием 30%оксида железа. У нас, считайте, 90 млн тонн оксида железа под боком. Сам бог велел нам все это перерабатывать", - сказал Кожевников.
Ученый также отметил, что шламохранилища при недостаточном контроле чреваты при переполнении экологическими катастрофами. "Шламохранилища занимают сотни гектаров, из них может идти загрязнение сточных вод и воздуха, и всегда есть опасность прорыва их стенок", - констатировал директор института.
После УАЗа руководство компании намерено применять оборудование и технологии утилизации отходов глиноземного производства и на других своих предприятиях в России и за рубежом.