Сотрудники "Томскнефти" сейчас уверены: именно построенная 15 лет назад газокомпрессорная станция (ГКС) позволила раскрыть потенциал Лугинецкого месторождения и использовать его богатства. В материале РИА Томск – о том,
Сейчас Лугинецкое месторождение – одна из главных "сокровищниц" углеводородов в системе "Томскнефти".
Несмотря на то, что пробраться к нему можно только по реке (летом), зимнику через болота и тайгу (зимой) или вертолетом, работа на объекте кипит.
Но еще 20 лет назад развитие промысла стояло под вопросом – добыча была осложнена из-за многослойности залегающих здесь углеводородов: нефть чередовалась с попутным нефтяным газом (ПНГ) и конденсатом.
"Развитие Лугинецкого региона сдерживалось из-за отсутствия системы сбора и транспортировки газа – тогда ПНГ сжигался на факелах. Было принято решение о строительстве газокомпрессорной станции, которая и является сейчас ключевым объектом месторождения", – рассказал РИА Томск заместитель начальника ЛГКС Виталий Лукьянов.
Строили с запасом
Лукьянов поясняет: строительство ЛГКС началось в 1997 году, но из-за экономической ситуации в России в 1998 году объект был заморожен. Его готовность на тот момент оценивалась в 95%. Возобновить строительство удалось только через несколько лет, в начале 2002 года на станции начались пусконаладочные работы, а 18 июня она была официально введена в работу.
"На момент запуска станция была одним из самых современных объектов такого типа в России, оборудование установили импортное. И несмотря на то, что прошло 15 лет, ЛГКС до сих пор можно назвать высокотехнологичной", – отметил он.
Запас прочности проектировщики и строители заложили и с точки зрения долговечности оборудования – до сих пор станции не потребовалось капитального вмешательства ремонтников.
Хотя какие-то системы, признает Лукьянов, заменять приходится. Например, совсем недавно была отремонтирована система компрессоров (эти устройства отвечают за сжатие газа, благодаря которому становится возможна его транспортировка).
"Только-только прошли пусконаладочные работы, так что на месте особо не сидим", – отметил собеседник агентства.
По данным пресс-службы "Томскнефти", в ближайшей перспективе ожидается запуск участка доохлаждения газа. Он решит серьезную проблему: из-за нагрева сырья в летнюю жару станция снижает объемы работы.
Кроме того, сейчас для ЛГКС разработаны еще два проекта модернизации: по техническому перевооружению системы управления противопожарного водоснабжения и техническому перевооружению системы управления теплоспутниками.
Больше половины жизни
Сам Лукьянов пришел на Лугинецкое месторождение в 2001 году – ему предложили место оператора технологической установки на ЛГКС. Через год он стал начальником смены, потом – заместителем начальника станции.
Сейчас штат станции насчитывает 149 человек. Ее начальник Николай Соломка работает то в городе Стрежевой на томском севере, где находится головной офис "Томскнефти", то на станции. Рабочие места еще восьми человек – коммерческий узел учета газа – расположены в Парабели. А остальные – сотрудники, вахтами работающие непосредственно на месторождении.
"Раньше добирались через город Кедровый: прилетали туда на самолете из Томска, а из Кедрового уже летели на вертолете на месторождение. Потом сгорел аэропорт в Кедровом, и нас стали возить через Пионерный (вахтовый поселок нефтяников). Он дальше, но схема та же: сначала самолет, потом вертолет. Сейчас автобусом доезжаем до Бакчара, и вертолет нас забирает уже оттуда", – уточнил он.
Треть работников станции трудятся на ЛГКС уже больше 10 лет. Сотрудники проводят на работе, особенно если считать с дорогой, больше половины жизни.
Естественно, здесь справляют дни рождения, отмечают Новый год и другие праздники.
"На Новый год мы наряжаем елку в холле административного корпуса станции – игрушки к ней есть, и каждый год что-то докупается. Стараемся создавать праздничную атмосферу. Такого застолья, как дома, конечно, нет – употреблять алкоголь на месторождении, разумеется, нельзя. Но и без этого стараемся хорошо отпраздновать", – привел пример Лукьянов.
Востребованный товар
"Основной продукт ЛГКС – сухой отбензиненный газ. Также получаем стабильный углеводородный конденсат, который закачивается в нефть, и пропан-бутановая фракция, которая отпускается потребителям", – сообщил Лукьянов.
Он отметил, что для того, чтобы переработать ПНГ в товарный газ его необходимо очистить от примесей, осушить от воды и жидких углеродов, а чтобы подготовить к транспортировке, вещество нужно сжать в десятки раз.
Сейчас ЛГКС производит 4 миллиона кубометров сухого отбензиненного газа. По своим свойствам он не уступает природному – тому, который добывают из газовых скважин. А значит, и использоваться может точно так же, например, для отопления домов. "Томскнефть" передает газ в магистральный газопровод Нижневартовск – Парабель – Кузбасс, откуда он может транспортироваться по всей остальной газовой сети РФ.
В сумме ЛГКС позволяет перерабатывать до 1,5 миллиарда кубометров ПНГ – то есть, закрывает потребность месторождения полностью. Всего за 15 лет работы станция переработала около 19 миллиардов кубометров попутного газа.