ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» провело масштабную реконструкцию когалымского НПЗ. Модернизация проводится в целях повышения экологических показателей – выпуска топлива более высокого класса — на это последние два года нацелены усилия всех российских производителей бензина и дизельного топлива.
Малотоннажный завод проектной мощностью переработки сырья до 350 тысяч тонн в год построен в 1997 году на месторождении Дружное предприятия "Когалымнефтегаз". Нефть, добываемая на промыслах этого ТПП, и служит сырьём для производства продукции НПЗ. В 2005-м здесь был введён в эксплуатацию второй пусковой комплекс гидроочистки и каталитического риформинга, и стали выпускаться автобензины Нормаль-80, Регуляр-92, Премиум-95, дизельное топливо, авиакеросин.
После окончательного завершения реконструкции вся выпускаемая продукция Когалымским НПЗ будет самого высокого класса, что соответствует требованиям Технического регламента Таможенного Союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».
«Производство наше малотоннажное, но высокоэффективное, — говорит директор НПЗ Алексей Куклин. — По качеству продукции можем поспорить со многими крупными нефтеперерабатывающими комплексами страны».
Многое из оборудования, установленного сейчас на НПЗ, прежде нигде не эксплуатировалось, создавалось, можно сказать, под заказ. Перечислить всё, что "родилось" на территории завода в ходе колоссальной стройки, просто невозможно. Только площадь после реконструкции НПЗ выросла более чем на 5000 квадратных метров.
Самый главный объект — установка изомеризации бензиновой фракции. Это огромное количество металлоконструкций, соединённых трубопроводами самого разного назначения. Технологически совершенная система многоступенчатой подготовки углеводородов предполагает гидроочистку, разделение на лёгкие, средние и тяжёлые фракции. А нужно всё это для повышения октанового числа прямогонной фракции НК-70º, которая смешивается с катализатом для снижения ароматических углеводородов в бензине.
Ещё один крайне важный пункт масштабных работ — установка дополнительного реактора на комбинированной установке гидроочистки и каталитического риформинга.
«Благодаря реконструкции удалось добиться уменьшения объёмной скорости сырья в реакторах гидроочистки широкой фракции углеводородов на существующей комбинированной установке гидроочистки и каталитического риформинга ГКР-126/33 с целью получения дизельного топлива с содержанием серы менее 10 ppm масс», — сказал главный инженер НПЗ Руслан Гибадуллин.
Сейчас на объекте — завершающий этап пусконаладки, начались испытания оборудования под нагрузкой, ведётся благоустройство территории. Одновременно с работами на площадке идёт наладка автоматизированной системы управления — это своего рода мозговой центр установки, который будет управлять всеми процессами.
«Проверяем входные-выходные каналы системы, правильность подключения датчиков, корректность работы исполнительных устройств, сверяем наши алгоритмы с проектом, проверяем все контуры защиты», — говорит ведущий инженер отдела системной интеграции Денис Тулупцев.
Отметим, несмотря на реконструкцию, завод всё это время продолжал выпускать продукцию, которая реализуется на АЗС общества «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», а топливо для реактивных двигателей используется для заправки авиационных судов Когалымского и Сургутского аэропортов (общество «ЛУКОЙЛ-АЭРО-СУРГУТ»). Часть топлива уходит на нужды цеховых подразделений ТПП "Когалымнефтегаз", а также направляется представителям коренных малочисленных народов Севера в рамках соглашений с главами территорий традиционного природопользования.
В этом году и на втором нефтеперерабатывающем заводе общества "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" – Урайском, произошло знаковое событие. С 20 июня он стал выпускать топливо с приставкой ЭКТО. Таким образом, западносибирский холдинг "ЛУКОЙЛа" перешёл на выпуск продукции самого высокого экологического стандарта.
Напомним, ЛУКОЙЛ и другие крупные нефтяные компании еще в 2011 году вместе с ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом подписали соглашения о строительстве и реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей с целью выпуска моторного топлива высокого экологического класса. Соглашения между регуляторами и нефтяными компаниями получили название четырёхсторонних. Весной текущего года глава компании Вагит Алекперов на встрече с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым сообщил, что в середине года нефтяная компания полностью завершит программу модернизации НПЗ.