Русснефть Михаила Гуцериева проведет миллиардное IPO в России
«РуссНефть», подконтрольная Михаилу Гуцериеву и его семье, начала подготовку к IPO: до конца года она собирается разместить на Московской бирже от 25 до 49% акций
Подготовка к сделке
О том, что «РуссНефть» готовится к IPO на Московской бирже, рассказал в интервью РБК председатель совета директоров Бинбанка и совладелец «РуссНефти» Микаил Шишханов. Сделка может состояться в четвертом квартале 2016 года, инвесторам будет предложено от 25 до 49% новых акций компании — в зависимости от спроса, уточнил он. Планируется размещение как привилегированных, так и обыкновенных акций: два выпуска бумаг «РуссНефть» зарегистрировала еще в марте 2016 года. Каким будет соотношение двух типов акций при размещении — пока неизвестно.
Сейчас 54% акций «РуссНефти» принадлежит структурам Михаила Гуцериева и его семьи (Шишханов приходится Гуцериеву племянником), еще 46% — у швейцарского трейдера Glencore. Оба совладельца продавать свои доли не планируют, говорит Шишханов. Каким будет соотношение долей акционеров после IPO, зависит от параметров сделки, которые пока прорабатываются. «Точно можно говорить о том, что мажоритарным акционером останутся Гуцериев и его семья, также совладельцем останется Glencore», — говорит Шишханов.
В качестве альтернативы рассматривается проведение IPO в Лондоне, но «оптимальным» вариантом — с учетом «дефицита интересных компаний» на российских площадках — Шишханов называет размещение на Московской бирже. Представитель Glencore не ответил на запрос РБК.
Лид-менеджером IPO будет Бинбанк, консультанты «принципиально выбраны», среди них будут госбанки и, возможно, один иностранный банк, рассказал Шишханов, не раскрыв деталей. Представители двух крупнейших государственных инвестбанков — «ВТБ Капитала» и Sberbank CIB — отказались от комментариев.
Оценка и долги
«Мы рассчитываем на справедливую оценку, принимающую во внимание хорошие позиции компании на рынке и его восстановление», — говорит Шишханов. Нефтяные цены, по его мнению, «уже ощутили дно». В январе 2016 года цена барреля Brent опускалась до $27, в пятницу, 3 июня, нефть торговалась на уровне $49,8 за баррель.
Ожидаемую оценку «РуссНефти» для IPO Шишханов не назвал, зато сообщил, что у компании уже есть инвестор из СНГ, который выразил интерес инвестировать в ходе размещения около $1 млрд. Кто это — ни Шишханов, ни представитель «РуссНефти» не говорят.
В случае успешного размещения «РуссНефть» сможет погасить размещенные ранее облигации на 100 млрд руб. ($1,5 млрд), рассчитывает Шишханов. Источник в одном из крупных инвестбанков, участвующий в переговорах по сделке, говорит, что в ходе размещения компания хотела бы привлечь до $2 млрд. Если предположить, что для этого потребуется продать 49% акций, оценка всей «РуссНефти» для сделки составит около $4 млрд.
Обязательства «РуссНефти» сейчас составляют около $2,3 млрд, из них $1,3 млрд — долг перед ВТБ, оставшееся компания должна связанным сторонам, аффилированным с Гуцериевым, говорит Шишханов. В конце прошлого года компания уже снизила долговую нагрузку на $3 млрд: для этого в ноябре 2015 года структуры Гуцериева и Glencore конвертировали акционерный долг «РуссНефти» в ее акции, рассказывал РБК представитель компании. До конца 2016 года «РуссНефть» планирует снизить долг до $1,3 млрд, говорилось в апрельском обзоре Moody's (текст есть у РБК).
По итогам 2014 года чистый долг «РуссНефти» превышал годовой показатель EBITDA в шесть раз, в 2015 году это соотношение должно было сократиться до 5,7, говорилось в прошлогоднем проспекте облигаций SPV-компании Belyrian Holdings (основной акционер «РуссНефти»). Сейчас долг нефтяной компании превышает EBITDA втрое, утверждает близкий к ней источник.
С учетом долговой нагрузки возможная оценка «РуссНефти» в $4 млрд выглядит достаточно амбициозной, говорит управляющий директор Advance Capital Карен Дашьян. Агрессивной называет ее и аналитик «Открытия Капитал» Артем Кончин. Оба оговариваются, что справедливость оценки будет зависеть от итогового размера пакета, который предложат инвесторам, и от других параметров, включая условия присоединения к «РуссНефти» других нефтяных активов Гуцериева. По словам Шишханова, перед IPO на баланс «РуссНефти» будут переведены нефтяные участки в Азербайджане, которые сейчас принадлежат компании Гуцериева Global Energy (эту компанию бизнесмен создал, когда в 2007 году вынужден был покинуть Россию и уехать в Лондон). Также рассматривается вопрос о том, чтобы передать «РуссНефти» казахстанские активы GE.
В случае присоединения этих активов добыча «РуссНефти», которая в 2015 году составила 7,4 млн т нефти, вырастет до 9,3 млн т, а извлекаемые запасы — с 550 млн до 595 млн т. В прошлом году, по данным Moody's, добыча компании снизилась на 15%.
По словам Шишханова, через год после размещения к «РуссНефти» могут быть присоединены и другие нефтяные активы Гуцериева. Речь идет о компании «Нефтиса», чья добыча в 2015 году, по собственным данным, составила 6,9 млн т, а также Орский и Краснодарский нефтеперерабатывающие заводы (вместе перерабатывают около 9 млн т в год).
Общие запасы «РуссНефти», «Нефтисы» и других нефтяных активов Гуцериева составляют около 945 млн т, их суммарная добыча в 2015 году — 16,8 млн т, говорит представитель бизнесмена. В интервью РБК в июле 2015 года Гуцериев говорил, что собирается довести ее до 20 млн т.
Наперегонки с «Башнефтью»
По объему добычи «РуссНефть», по данным ЦДУ ТЭК за 2015 год, входит в десятку крупнейших нефтяных компаний в России. Гуцериев в партнерстве с Glencore собирал разрозненные нефтяные активы с 2002 года, после того как покинул пост главы государственной «Славнефти». В топ-10 добывающих компаний в России «РуссНефть» попала уже в 2004 году, а еще через три года Гуцериев решил сделать ее публичной. Но в 2007 году бизнесмен вынужден был покинуть Россию: ему предъявили обвинения в неуплате налогов и незаконном предпринимательстве, а ФНС обратилась в суд с намерением истребовать в госсобственность почти 70% акций «РуссНефти». В корпоративной газете «Время РуссНефти» Гуцериев тогда написал о «беспрецедентной травле» и о том, что ее цель — заставить его «уйти из нефтяного бизнеса по-хорошему». Заказчиков он не раскрыл.
Перед отъездом в Лондон Гуцериев продал свою нефтяную компанию Олегу Дерипаске. Вернуться в Россию он смог только в 2010 году после прекращения всех уголовных дел. В 2013 году Гуцериев вернул себе 100% «РуссНефти», но с огромными долгами, которые на пике достигали $7 млрд.
Главная цель IPO — дальнейшее снижение долговой нагрузки и желание сделать компанию «максимально прозрачной для инвесторов», говорит Шишханов. То, что на этот год запланирована приватизация 50,08% акций государственной «Башнефти», владельцев «РуссНефти» не смущает: у компаний разные потенциальные инвесторы, объясняет Шишханов. «Башнефть», скорее всего, достанется стратегу, который хочет участвовать в управлении (основным претендентом на покупку компании считается ЛУКОЙЛ. — РБК). А при размещении «РуссНефти» покупателями, наоборот, будут в основном институциональные и финансовые инвесторы, надеется Шишханов. Главный вопрос в том, сможет ли компания получить необходимую ликвидность среди российских инвесторов, отмечает Карен Дашьян из Advance Capital.
Нефть на троих
«Сейчас во всех нефтяных, угольных и других промышленных активах в России и за рубежом, строительстве, недвижимости, и в гостиничном бизнесе в том числе, а также во всех банках и финансовых компаниях группы БИН акционерами являемся я, а также мои родственники Саит-Салам Гуцериев и Микаил Шишханов», — говорил Михаил Гуцериев в интервью РБК в июле 2015 года. В нефтяном бизнесе («РуссНефти» и других активах) Гуцериеву принадлежит 70%, а его брату Саит-Саламу и племяннику Шишханову — по 15%, рассказал представитель «РуссНефти». Таким образом, эффективная доля Гуцериева в «РуссНефти» должна составлять около 37,8%, Саит-Салама и Шишханова — по 8,1%.
Все объекты (11449)