О готовящейся продаже Total 20% в Харьягинском СРП государственной «Зарубежнефти» вместе со статусом оператора проекта сообщил «Интерфакс» со ссылкой на несколько источников и подтвердили «Ведомостям» федеральный чиновник и человек, близкий к одной из компаний. В итоге у Total останется 20% в проекте. Сделку планируется закрыть в 2016 г. «Зарубежнефть» оплатит ее из собственных средств, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Сумму сделки он не называет, отмечая лишь, что она меньше $100 млн. Портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев считает, что пакет может стоить до $120 млн.
Total сама захотела продать пакет, сделка не имеет никакой политической подоплеки, подчеркивает собеседник «Ведомостей». Представители Total и «Зарубежнефти» отказались от комментариев.
Французская компания вошла в проект по разработке Харьягинского месторождения с извлекаемыми запасами 49 млн т нефти в Тимано-Печорской провинции в 1995 г., СРП было подписано сроком на 29 лет. Но лицензия на месторождение истекает в июле 2016 г. «Зарубежнефть» вошла в проект в 2010 г. С тех пор структура акционеров не менялась: 40% было у Total, 30% – у Statoil, 20% – у «Зарубежнефти» и 10% – у Ненецкой нефтяной компании (ННК).
СРП считаются одной из самых прибыльных схем для инвесторов: государство компенсирует им затраты на разработку, а налоги фактически собирает за счет доли продукции. Но оказалось, что доказать необходимость или, наоборот, ненужность каких-то расходов обеим сторонам очень сложно, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Поэтому вокруг СРП постоянно возникали споры, правительство обвиняло компании в завышении расходов и невыполнении плана добычи. Компании парировали, что им, наоборот, не хватает согласованных инвестиций на разработку, напоминает он.
С начала 2000-х гг. не ладились отношения с правительством и у Total. Сначала региональные власти отказывались утверждать сметы расходов и отчет об их исполнении в 2001–2002 гг. А налоговикам из-за этого пришлось доначислить компании почти $50 млн. Стороны пошли на мировую лишь после того, как Total пришлось защищаться в стокгольмском арбитраже. В 2006 г. у Total из-за нарушений чуть не отобрали лицензию на месторождение.
А в конце прошлого года стало известно, что государство возместило компании $480 млн на строительство оборудования для утилизации попутного нефтяного газа, но компания так и не завершила проект и продолжает сжигать 74% газа на факелах. При этом контракт с подрядчиком – «Глобалстрой инжинирингом» – разорван, а сам подрядчик требует с «Тоталь разведка и разработка Россия» и ОАО «Хорда» (один из поставщиков по проекту) в суде почти 14 млрд руб. Утилизацию газа Total перенесла на 2017 г.
Ситуация с Харьягинским СРП напоминает конфликт вокруг «Сахалина-2», когда после многочисленных проверок оператору проекта Shell пришлось отдать контроль «Газпрому», отмечает Полищук. Кроме того, Total – один из ключевых партнеров России и к тому же инвестор в стратегический «Ямал СПГ». Так что вряд ли государство оказывало на компанию серьезное давление, скорее все-таки вело переговоры, полагает он.
Вряд ли Total продает долю и отдает операторство в проекте под давлением государства, скорее это частный случай, а причина может быть технической, согласен партнер KPMG Антон Усов. Total ведь не выходит из проекта, подчеркивает он. С одной стороны, Харьягинское месторождение среднее и не настолько значимое как для России, так и для шестой по величине мировой компании, чтобы вокруг него разводить политику, объясняет он. C другой – сейчас совсем не та политическая ситуация, чтобы выталкивать из проекта такого дружественного государству инвестора. Кроме того, неизвестны условия сделки, отмечает Усов. Он уверен, что Total получит достойную компенсацию за свой пакет.