Минэнерго утвердило инвестпрограмму Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в "Россети") на 2015-2019 годы в объеме 563,7 млрд руб. Значительную часть средств (на сети для БАМа и Транссиба, присоединение новых электростанций и Крым) ФСК рассчитывает получить из внешних источников — ФНБ, госпрограмм и от энергокомпаний. Но окончательной ясности с поступлением денег пока нет, а потребители считают, что результатом станет один из самых высоких тарифов на передачу электроэнергии в мире.
Минэнерго утвердило инвестпрограмму ФСК на 2015-2019 годы, сообщил "Ъ" глава компании Андрей Муров. Общий объем вложений составит 563,7 млрд руб., в том числе на техперевооружение и реконструкцию будет направлено 175,2 млрд руб., на новое строительство — 388,5 млрд руб. (будет введено 42,3 МВА трансформаторной мощности и 10,9 тыс. км ЛЭП). Инвестпрограмма снижает финансирование в 2015-2017 годах на 23% по сравнению с прежней версией (2013-2017 годы). В Минэнерго "Ъ" подтвердили, что инвестпрограмма утверждена 31 октября.
Ключевыми моментами инвестпрограммы были вопросы о целевом финансировании крупных проектов. Компенсационные мероприятия в энергосистеме Северо-Запада будут оплачиваться из инвестпрограммы ФСК в объеме 33,84 млрд руб. (они рассчитаны на случай выхода стран Балтии из синхронной работы с РФ). При этом Минэнерго с Минэкономики и ФСК прорабатывают вопрос привлечения денег ФНБ для проектов техприсоединения крупных потребителей. При положительном решении, говорят в Минэнерго, инвестпрограмму скорректируют. "Мы готовим заявки на получение средств ФНБ на проекты техприсоединения,— подтверждает господин Муров.— Их стоимость превышает 40 млрд руб.". ФСК также должна присоединить к сетям 11 объектов новой генерации на 6,7 ГВт. Но если в прошлые годы такие расходы закладывали в тариф, то в конце 2013 года закон поменялся: теперь они должны финансироваться за счет генерирующих компаний.
ФСК рассчитывает получить плату за техприсоединение в объеме, предусмотренном законом, говорит Андрей Муров, в инвестпрограмме данный источник учтен. "При этом, безусловно, необходимо синхронизировать решения с инвестпрограммами АЭС и ГЭС,— отмечает он.— Минэнерго ведет такую работу, мы подаем документы в ФСТ на установление платы за техприсоединение генерации по мере получения заключений Главгосэкспертизы. С начала года подано заявок на 45,6 млрд руб., уже установлено плат на 9 млрд руб.". В Минэнерго уточняют, что в инвестпрограмме предусмотрено финансирование объектов выдачи мощности АЭС, ГЭС и ТЭС на 48,6 млрд руб., по ряду проектов для АЭС и ГЭС до принятия решений по установлению платы предусматривается только финансирование проектно-изыскательских работ. В "РусГидро" говорят, что в ее инвестпрограмме дополнительной платы за присоединение нет. В "Росэнергоатоме" оперативных комментариев не дали.
В инвестпрограмме ФСК учтена и возможность участия в строительстве энергоинфраструктуры для Крыма (в "крымской" ФЦП на это заложено 45 млрд руб., заказчиком будет Минэнерго). Но исполнителя только предстоит отобрать на конкурсе. Еще 101,7 млрд руб. до 2019 года (всего 141 млрд руб. до 2025 года) будет потрачено на инфраструктуру БАМа и Транссиба. ФСК просит из ФНБ 40% от полной стоимости этих мероприятий (56,4 млрд руб.), есть принципиальное согласие на выделение средств, однако в каком объеме и на какие годы, пока не ясно.
Изменение в инвестпрограмме не улучшило отношения к ней потребителей. "Стимулы к отказу от услуг единой энергосистемы продолжают усиливаться,— говорит директор НП "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев.— Инвестсоставляющая в тарифе ФСК выросла в 1,7 раза с 2010 года и теперь вырастет еще в 1,73 раза до 2018 года". По его словам, в результате появится один из самых высоких в мире тарифов за услуги по передаче по магистральным сетям.