Корреспонденту удалось ознакомиться с программой развития Федеральной сетевой компании на 2015-2019 гг. Представитель ФСК Дмитрий Клоков подтвердил содержание документа и сообщил, что правительство рассмотрит его в конце сентября.
Прежде ФСК строила сети опережающими темпами, чтобы обновить старые фонды и обеспечить будущих потребителей, а в новой пятилетке планирует сосредоточиться на повышении внутренней эффективности. К 2017 г. ФСК планирует сократить операционные издержки на 25% (по сравнению с 2012 г.), удельную капиталоемкость — на 30%, а затем операционные издержки будут индексироваться на показатель инфляции, говорится в документе.
В 2015-2019 гг. ФСК планирует увеличить выручку на 25% до 221 млрд руб., EBITDA — на 19% до 108,8 млрд, чистую прибыль — на 16,5% до 10 млрд руб. (см. таблицу). Пятилетняя инвестпрограмма оценивается в 685 млрд руб.
Но ФСК пишет, что отказаться от господдержки не сможет: ей предстоят масштабные государственные проекты, для которых необходимо льготное финансирование. Это сети вдоль БАМа и Транссиба (135 млрд руб.) и на Северо-Западе (51,3 млрд) — если балтийские страны отъединятся от российской энергосистемы, — а также в Крыму (46,4 млрд руб.). На первые два проекта ФСК запрашивает 48 млрд и 31,4 млрд из фонда национального благосостояния, а на Крым — 43,8 млрд руб. из бюджета. Компания также предлагает субсидировать ставки по рыночному долгу для таких проектов.
Проблема, которую ФСК не решит без законодателей, — снижение оплаты мощности. Новые мощности строились с опережением на два-три года, чтобы заранее обеспечить присоединение потребителей, говорится в программе, а рост потребления оказался намного ниже планового, и вложения (130 млрд руб.) не окупаются, а с 2015 г. будет оплачиваться только фактически потребленная мощность. ФСК предлагает ввести плату за простаивающий резерв мощности, но какой она будет, не пишет. Схема оплаты резерва еще не утверждена, объясняет Клоков.
Примерно 20 млрд руб. к 2017 г. ФСК могла бы получить за техприсоединение новых электростанций. Сейчас ГЭС и АЭС не платят ничего, а ТЭС — примерно 10%. Но «Русгидро» и «Росатом» заявили, что платить не планируют, тут ФСК потребуется поддержка правительства, сказано в документе.
ФСК предлагает поднять предельную долговую нагрузку с нынешних 3 до 3,5 EBITDA, а при негативном развитии событий — например, снижении суверенного рейтинга — сократить инвестпрограмму. Дивиденды ФСК хотела бы платить при долге менее 3 EBITDA, что, по ее прогнозу, случится не ранее 2020 г.
У ФСК очень консервативный прогноз роста тарифов (4,4% в год), значит, она смирилась с тем, что дополнительного роста тарифа не будет, и делает ставку на повышение эффективности, указывает аналитик Газпромбанка Наталья Порохова. Программа выполнима, считает она, проблемы могут быть с бюджетным финансированием, конкуренция за которое обостряется, и с повышением показателя долговой нагрузки — идея противоречит плану правительства снизить закредитованность сектора.