Новости Новости отрасли - Узбекистан считает неприемлемыми заключения Всемирного банка по проекту Рогунской ГЭС

Узбекистан считает неприемлемыми заключения Всемирного банка по проекту Рогунской ГЭС

5 августа 2014 г.
В Узбекистане считают оценку Всемирного банка по строительству Рогунской ГЭС "абсолютно неприемлемой для дальнейшей разработки".
Об этом сообщается в выступлении первого заместителя премьер-министра, министра финансов Узбекистана Рустама Азимова на встрече представителей правительств стран Центральной Азии по обсуждению проекта доклада Всемирного банка «Ключевые вопросы для дальнейшего рассмотрения предлагаемого проекта Рогунской ГЭС» и вопросов использования трансграничных водных ресурсов, прошедшей 18 июля в Алматы.
Причинами, в связи с которыми узбекская сторона не согласна с оценкой ВБ названы то, что "проект игнорирует интересы трансграничных государств и положения норм международного законодательства, в том числе, соответствующих Конвенций ООН по использованию международных водотоков, ориентируясь только на удовлетворение интересов одной страны и полное игнорирование интересов других стран, расположенных в среднем и нижнем течении Амударьи". 

Кроме того, по мнению узбекской стороны, "экономическая часть отчета анализирует воздействие различных вариантов для покрытия дефицита электричества в Таджикистане, но не приводится оценка ущерба в прибрежных странах, хотя консультантами признается, что в зону влияния проекта, входят территории, расположенные вниз по течению, включая Аральское море".
В документе отмечается, что "недостаточное изучение технических вопросов создает опасность возникновения катастрофических рисков от разрушения не только Рогунского гидроузла, но и всего каскада Вахшских гидроэлектростанций". 

"Самое главное упущение - это то, что и Всемирный банк и консультанты случайно или преднамеренно упускают из виду, что зимний дефицит электроэнергии в Таджикистане составляет примерно 500-600 МВт, а не 3600 МВт, представляющим собой мощность Рогунской ГЭС". 

Расчеты узбекских экспертов показывают, что освоение гидроэнергоресурсов Таджикистана через строительство малых и средних ГЭС позволит вырабатывать потенциально до 30 млрд. кВт.ч. электроэнергии в холодное время года, что значительно больше чем предполагаемая выработка Рогунской ГЭС в это время года (4-6 млрд.кВтч) и требует значительно меньших инвестиций. 

"Мы вынуждены с сожалением констатировать, что в действиях Всемирного банка нельзя не видеть четкую и ясную логическую последовательность. В текущем году банк утвердил реализацию и финансирование проекта строительства высоковольтной линии CASA 1000, причем проект был одобрен без определения надежных источников генерации электроэнергии в достаточных количествах, без конкретного маршрута прохождения линии, без учета существенных потерь электроэнергии при ее транзите, без конечной стоимости капитальных вложений, без согласованных ценовых параметров стоимости и тарифов за транзит электроэнергии", - отмечает Р.Азимов. 

"Любому не посвященному в экономические вопросы обывателю понятно, что без этих ключевых данных, формирующих основу любого инвестиционного проекта в сфере электроэнергетики, анализ целесообразности реализации и последующее утверждение этого проекта абсурдны. Даже тот факт, что уже сегодня Кыргызстан в летний период вынужден импортировать 500 млн. Квтч электроэнергии, говорит о поспешности и необоснованности проекта CASA 1000", - добавляет узбекский премьер-министр. 

"Закономерно, что и Азиатский банк развития и Исламский банк развития отказались финансировать этот проект по вышеуказанным причинам. Тем не менее, этот проект был утвержден Всемирным банком. 
Сегодня же Всемирный банк делает вывод о жизнеспособности и осуществимости проекта строительства Рогунской ГЭС, и хотя нас неоднократно пытались убедить, что эти два проекта между собой не связаны, любому беспристрастному наблюдателю ясно и очевидно, что это не так", - отмечается в выступлении. 

"Учитывая складывающуюся ситуацию, когда нет никаких гарантий безусловного исполнения всеми сторонами требований конвенций ООН и норм международного права о реализации подобных проектов на трансграничных реках только после получения письменного согласия всех стран, расположенных ниже по течению, мы считаем, что продолжение работы по подготовке этого проекта, занятие Всемирным банком позиции молчаливого согласия на его одностороннюю реализацию наносит огромный вред всему региону Центральной Азии и приведет к самым серьезным негативным последствиям", - отмечает Р.Азимов. 

Узбекистан предлагает "результаты и выводы оценочных отчетов считать неудовлетворительными и недостаточными для формирования квалифицированных заключений по проекту строительства Рогунской ГЭС".

Кроме того, узбекская сторона предложила "провести еще раз тщательную проработку и экспертную оценку альтернативных вариантов, в том числе строительства средних и малых ГЭС с резервуарами суточного накопления, расширения существующих и строительства новых тепловых электростанций на базе угольных месторождений Таджикистана и использования других рациональных возможностей, которые, при значительно меньших капитальных затратах, позволят решить проблему энергодефицита в Таджикистане за более короткие сроки и при этом не нарушая водный баланс и не создавая катастрофических техногенных, экологических и социальных угроз для всего региона". 

"Мы вынуждены констатировать, что консультанты и панель экспертов, руководствовались принципом «и нашим, и вашим», точнее сказать, чтобы любой целью и любой ценой протолкнуть этот проект, который разработан в годы советской гигантомании, игнорируя интересы населения и государств, находящихся в среднем течении и низовьях Амударьи.  Поэтому не может быть и речи о каком-либо согласовании с нашей стороны основных выводов, которые приведены в представленных документах. 

Республика Узбекистан никогда и ни при каких обстоятельствах не  предоставит поддержку этому проекту", - заключил премьер-министр.
 

Источник - ca-news.org



Комментариев нет


Больше информации и контактов вы найдете в публикациях о проектах нового строительства и модернизации:
24 июня 2022 г.
Строительство жилого комплекса. Размер инвестиций в проект составит около 9 млрд. рублей. Информация о проекте и контакты кураторов.
24 июня 2022 г.
Строительство жилого комплекса. Стоимость проекта 1 млрд. рублей. Подробности и ключевые контакты.
24 июня 2022 г.
Строительство молочной фермы, вторая и третья очередь. Заявленные инвестиции порядка 400 млн. рублей. Подробности проекта, контакты кураторов на стороне инвестора, проектировщика.
24 июня 2022 г.
Строительство комплекса по выращиванию клубники. Размер инвестиций 260 млн. рублей. Информация о проекте, контакты на стороне инвестора.
24 июня 2022 г.
Строительство цеха переработки технических отходов. Общий объем инвестиций в проект около 105 млн. руб. Информация и контакты задействованных организаций.
24 июня 2022 г.
Реконструкция химического цеха ЭТЭЦ. Предварительные инвестиции около 101 млн. руб. Подробности проекта, контакты кураторов на стороне инвестора, преоктировщиков.
23 июня 2022 г.
Строительство жилого комплекса. Предполагаемый размер инвестиций в проект составит 20 млрд. рублей. Информация о проекте и контакты задействованных организаций.
23 июня 2022 г.
Строительство завода по производству СПГ. Заявленный размер инвестиций составит 1 млрд. рублей. Информация о проекте и контакты.
23 июня 2022 г.
Строительство корпусов завода. Общий объем инвестиций в проект 500 млн. рублей. Информация и контакты задействованных организаций.
23 июня 2022 г.
Строительство птицефабрики и комбикормового завода, вторая очередь. Размер инвестиций 1,5 млрд. рублей. Информация о проекте, контакты на стороне заказчика и проектировщика.
23 июня 2022 г.
Строительство многоквартирного жилого комплекса. Ориентировочный размер инвестиций 300 млн. руб. Информация о проекте, контакты на стороне заказчика и проектировщика.
22 июня 2022 г.
Модернизация завода. Инвестиции в проект составят около 200 млн. рублей. Информация о проекте и контакты.
22 июня 2022 г.
Строительство жилого комплекса. Планируемая стоимость строительства составит 2,8 млрд. рублей. Информация о проекте и контакты задействованных организаций.
22 июня 2022 г.
Строительство кормоцеха и комплекса по приемке, очистке, сушке, хранению зерна. Инвестиции в строительство около 700 млн рублей. Контакты задействованных организаций и кураторы проекта
22 июня 2022 г.
Строительство производственного здания. Инвестиции в проект составят порядка 500 млн рублей. Контакты и кураторы
22 июня 2022 г.
Строительство завода мебели. Инвестиции в проект около 2,5 млрд. рублей. Информация о проекте и контакты основных кураторов.
21 июня 2022 г.
Строительство производственного корпуса с административно-бытовым блоком. Инвестиции в проект порядка 500 млн рублей. Подробности проекта. Контакты, кураторы
21 июня 2022 г.
Строительство завода по производству габионов. Инвестиции в проект составят порядка 260 млн рублей. Контакты и кураторы
21 июня 2022 г.
Строительство гостиничного комплекса. Примерный размер инвестиций 250 млн. руб. Информация о проекте, контакты на стороне заказчика и проектировщика.
21 июня 2022 г.
Расширение производства и строительство складского комплекса для хранения зерновых культур. Инвестиции порядка 500 млн рублей. Контакты и кураторы проекта