На УВЗ и в мэрии Усть-Катава уже планируют зону индустриальных инноваций в сфере общественного транспорта, реализовать проект по созданию при заводе инжиниринговой фирмы «Легкорельсовый транспорт России». До 2020 года в него будет вложено 1164 млн рублей инвестиций, что позволит создать 168 новых рабочих мест, повысить отчисления в бюджет до 156 млн рублей. Кроме того, на УВЗ намерены запустить инфраструктурный проект по строительству мини-ТЭЦ, что позволит обеспечить потребность предприятия в тепле и электроэнергии. По расчетам, это обойдется в 363 млн рублей. А всего в реконструкцию и техперевооружение специального и двигательного производства за 2010 — 2015 годы здесь будет освоено 316,8 млн рублей.
По мнению Бориса Дубровского, такие масштабные инвестпроекты могут стать якорными — послужат развитию малого бизнеса, которому передадут часть заказов.
О других проектах в регионе:
Ашинский металлургический завод — один из ведущих российских производителей спецсплавов для предприятий оборонки, нефтегазовой, химической, атомной, авиационной и космической отраслей. Завод входит в пятерку крупнейших отечественных поставщиков толстолистового проката, выпускает углеродистый и нержавеющий лист, тончайшую электротехническую ленту, аморфные и нанокристаллические сплавы.
Заводчане доложили главе региона, что в 2011 году стартовала модернизация листопрокатного производства. Основные расходы придутся на прокатный стан 2800, позволяющий увеличить усилие прокатки до 8 тысяч тонн. Будут внедрены современные технологии контролируемой и термомеханической прокатки в любом интервале температур стали, появится автоматизированная установка ультразвукового контроля качества, оборудование для упаковки готовой продукции. По прогнозам реконструкция листопрокатного производства позволит производить листовой прокат толщиной от 5 до 70 мм в самом широком диапазоне марок сталей, а объемы увеличить с 600 тысяч тонн до миллиона. Но цена вопроса высока. С начала модернизации в нее уже вложено 12 млрд рублей, а на обновление листопрокатного производства потребуется еще 15 миллиардов.
По словам Владимира Евстратова, поскольку средств остро не хватает, пока в завершающей стадии лишь первый этап модернизации — участка листоотделки, который будет пущен в мае 2014 года. А где взять колоссальные средства на строительство стана 2800? Ведь нынешний стан был привезен еще после войны из Германии в качестве репараций и давно устарел…
Между тем кризис 2008 года больно ударил по экономике предприятия. Только в валюте на проведение модернизации пришлось взять 114 млн евро, а краткосрочных кредитов — 1 млрд 550 млн рублей, и теперь ежемесячно приходится платить банкам 40 миллионов. К тому же в последние годы произошел перекос в стоимости металлопроката: плоский, который производят на заводе, всегда стоил дороже, а теперь, в связи со строительным бумом, взлетели цены на арматуру, и «листовики» работают на грани рентабельности. Резко снизилась и экспортная составляющая: если раньше завод ежегодно поставлял за рубеж четверть объемов — в среднем 150 тысяч тонн стали, то в 2013 — всего 10 тысяч.
— Вам не выдержать конкуренции с крупными меткомбинатами, — считает Борис Дубровский. — Значит, нужно уходить в высокопрочные спецстали, выпускать небольшие, но эксклюзивные партии. Эта ниша в России пока не занята, и такие стали приходится завозить из Швеции, других стран. Нужно производить импортозамещающие горячекатаные стали, расширять их сортамент, улучшать качество. Но в одиночку заводу эту ношу не потянуть — нужен соинвестор, готовый вложить средства в модернизацию производства. Мы вам поможем в его поиске.