Новости Новости отрасли - Импортозамещение в России в 2024 году

Импортозамещение в России в 2024 году

18 марта 2024 г.

Более полутора тысяч проектов по импортозамещению в России уже завершено. Запущено производство сверхвысокочастотных переключателей для искусственных спутников Земли. А компоненты к российскому самолетному двигателю ПД-14 теперь изготавливает Пермский машиностроительный завод. Приоритетными отраслями стали те, где доля импорта наиболее высокая. Это электроника, фармацевтика, легкая промышленность, автопром, станкостроение.

Но, к сожалению, успешно применяемые ранее западные товары и технологии не всегда удается заменить достойными аналогами. Так, например, в сфере цифровых продуктов в России уровень зависимости от импорта по-прежнему достигает 90%.

Сегодня ведется реестр российского программного обеспечения. Это очень удобно для разработчиков, которые зарегистрировав свой продукт, экономят 20% от уплаты налогов, а компаниям при покупке отечественного ПО государство компенсирует 50% финансовых затрат. Помимо этого, в импортозамещении нуждаются и другие отрасли экономики. Такие как, тяжелое машиностроение, станкостроение, самолетостроение, текстильная промышленность, медицинское и фармацевтическое производства. В данных отраслях на сегодня доля импорта составляет до 60 %, и это довольно много.

Министерство цифрового развития разработало новый сервис – биржу импортозамещения, которая помогает предпринимателям найти достойный аналог санкционным товарам. Это специальная электронная торговая площадка, с помощью которой российские производители и заказчики могут взаимодействовать друг с другом напрямую.

Следует отметить, что во многих отраслях российские производители значительно продвинулись вперед. Если ранее они не выдерживали конкуренции с западной продукцией, то сегодня это стало вполне реально. Появляется также и новая продукция, которая на мировом рынке уникальна.

Западные поставщики были уверены, что российская экономика под давлением санкций рухнет, но факты говорят об обратном. И, несмотря на то, что в марте 2022 года практически половина иностранных компаний ушли с российского рынка, Россия предприняла ряд мер для заполнения провалившихся ниш.

Среди успешных проектов, где Россия смогла за год успешно заместить ушедшие с рынка западные компании - запущенная в Москве первая линия по производству твердых лекарственных форм на новом заводе ООО «Велфарм-М». Здесь производится более 100 наименований жизненно важных лекарственных препаратов. Кроме того, планируется открыть еще девять аналогичных производств в ближайшие годы. С помощью современных лекарственных препаратов отечественного производства будут лечить рак, рассеянный склероз, болезни дыхательной системы, сердца и почек.

Среди успешных примеров импортозамещения можно выделить компанию «Ростех», которая создала систему цифровой связи «борт-земля» для российских авиакомпаний.

Компании «Инфоком-Авиа» и «Азимут» Госкорпорации Ростех внедрили сервис цифровой связи для российских авиаперевозчиков после ухода из страны иностранных компаний. В нескольких аэропортах импортные решения уже заменены на отечественные. Всего необходимо установить 105 наземных станций, что позволит предоставить сервис на всей территории России.

Отдельного внимания заслуживает импортозамещение в сфере IT-технологий.

С введением санкций об уходе с российского рынка объявили крупнейшие представители в сфере программного обеспечения: ИПАМ СИСТЕМС, ОРАКЛ (ударение на О), МАЙКРОСОФТ, САП. Среди крупнейших организаций, которые уже внедрили в свою работу отечественные ПО, можно отметить Ростелеком, который перешел на операционную систему российского разработчика «Ред Софт», «Полисан», которая протестировала и внедрила ДИКАП-систему от «СерчИнформ».

В 2023 году Сбербанк представил Platform V — флагманское решение компании СберТех. Платформа закрывает потребности прикладных решений на уровне технологического ПО, позволяет быстро и эффективно создавать информационные системы, прикладные продукты и приложения любого масштаба и сложности. Она включает более 70 инструментов и компонентов для разработки промышленных приложений. Банковский сектор России сегодня на несколько шагов впереди западного по качеству айти-решений. Практически ни в одной стране мира сегодня у клиентов банков нет таких возможностей по работе со своими счетами, как у жителей нашей страны.

На импортозамещение по производству электроники в России выделяются значительные средства. Так, завод по производству электроники ГК « Пантес» в Санкт-Петербурге открыл новое производство электроники. Площадь здания производства 6 тысяч кв.м. На заводе ведется разработка и производство плат и модулей различного уровня сложностей. Данный проект оценивался в 360 млн руб.

Выпуском импортозамещающей электроники для промышленной автоматики, робототехники и других высокотехнологичных отраслей занялся Резидент особой экономической зоны "Технополис Москва" - "Зеленоградский нанотехнологический центр" ЗНТЦ . Здесь начат выпуск импортозамещающей микроэлектроники. Предприятие начинает мелкосерийное производство интегральных микросхем, предназначенных для управления различными объектами, в том числе промышленными устройствами и бытовой техникой. Также, на базе НПФ «Моссар» в Марксе открылось новое контрактное производство электронных модулей для российских производителей потребительской электроники. Общий объем инвестиций в производственную линию составил около 300 млн рублей. Мощности производства на «Моссаре» способны обеспечить до 20% потребности российского рынка в материнских платах.

Как сообщает Минпромторг, некоторые отечественные предприятия смогли импортозаместить электронные блоки управления, жгутовую продукцию, разъемы для нее и частично датчики, необходимые для автопрома в России. Отметим, что электронные блоки управления занимают основную часть электронной архитектуры в автомобиле. Напомним, что такие зарубежные компании как Bosch и Continental прекратили поставки электронных блоков в нашу страну. Однако, сегодня производством и поставками электроники для автомобильной промышленности вполне успешно занимаются российские компании "Автоком", "Автоэлектроника" и "Автоприбор".

Сегодня импортозамещение коснулась многих направлений развития экономики страны в целом. Крупные компании и заводы активно применяют отечественное оборудование. Разрабатывают новое и исключительно русское. И всё начинается с деталей. К примеру, на заводе Россельмаш выпустили комбайны на отечественном двигателе. А МПО ВИНТ наладило серийное производство для судопроизводства сухогрузов, выпустив первое судно с отечественными винторулевыми колонками. Их технические характеристики и качество соответствуют иностранным механизмам, применяемым ранее на суднах.

Томский завод полностью импортозаместит манометры на крупнейших в мире атомных ледоколах «Якутия» и Чукотка», тем самым обеспечит их круглогодичную бесперебойную работу. Атомоходы создаются по заказу Росатомфлота для Северного морского пути. Их главная задача — обеспечение постоянной навигации в Арктике. Томские манометры полностью заменят импортные до завершения строительства ледоколов: для «Якутии» это 2024 год, для «Чукотки» — 2026-й.

Эксперты в области экономики отмечают, что России удалось успешно наладить и производство отечественных продовольственных товаров.

Импортозамещение в пищевой промышленности успешно реализует Новомосковская акционерная компания "Азот", которая входит в компанию «Еврохим» и расположена в Тульской области. На предприятии открылся цех по выпуску углекислоты, которая широко используется в пищевой промышленности.

Пример успешного импортозамещения показал «Мираторг» - ведущий агропромышленный холдинг полного цикла в России, открывший в Курской области селекционный центр по производству семян сельхозкультур мощностью 27,4 тысячи тонн в год. Благодаря таким технологиям наша страна может обеспечить свою продовольственную независимость и безопасность в этой сфере, несмотря на санкции.

Одним из ярких примеров импортозамещения служит деятельность Белгородского завода «Плотавское». Завод производит высокотехнологичное оборудование для получения растительного масла, оснащения свинокомплексов и ферм, а также запчастей для сельскохозяйственной техники. В прошлом году на заводе состоялся запуск программы импортозамещения по основным направлениям АПК. Важно отметить, что завод в своем роде уникальный: работает непосредственно по запросу от аграриев, животноводов и пищевых производств. На модернизацию оборудования в 2024 году направлено 95 миллионов рублей.

Также в Белгороде Старооскольский завод электрооборудования увеличил производство деталей коробки передач для автомобилей, тем самым импортозаместил детали для автомобиля Lada. Предприятие увеличило мощности производства деталей механизмов переключения коробок передач со 120 тыс. до 280 тыс. комплектов в год. Они используются при производстве механических коробок, которые затем ставят на автомобили Lada Granta, Vesta и Niva. Инвестиции в расширение производства превысили 390 млн рублей, из которых 300 млн рублей составил льготный заем Фонда развития промышленности. Проект позволил отказаться от закупки деталей иностранного производства, которые попали под санкции. До этого более 50% компонентов механизмов переключения передач для Lada поступали из Европы.

Детали механизма переключения коробки передач сделаны из российского сырья, уровень локализации достигает 100%, они намного дешевле зарубежных аналогов.

Многих россиян волновал вопрос, касающийся автомобилестроения и запчастей. К примеру, на автомобиль Renault (РЕНО) их можно было заказать только с Запада. Однако, московский завод практически сразу наладил производство отечественных машин и вовсе не закрылся и не обанкротился. А уже сегодня поставляет в салоны совершенно новые модели. Также расширены линии по производству российских комплектующих на автомобили.

На перестройку технологии новой версии «КамАЗа» без комплектующих из «недружественных» стран ушло немного больше времени. Однако и «Камаз» удалось спасти от исчезновения. Завод в Набережных Челнах улучшил технические характеристики тягача, заменил автоматическую коробку передач, ведущий мост, пневматическую систему, другие узлы. Кроме того, у обновленной модели улучшена плавность хода, снижен расход топлива.

Импортозамещению в других сферах также уделяется немало внимания. К примеру, волгоградские химики освоили выпуск новых импортозамещающих реагентов в химической промышленности.

Научно-производственное предприятие «КФ» на площадке в Волжском разработало и приступило к выпуску реагента для очистки трубопроводов компании «Газпром». Более того, ученые сегодня занимаются разработкой абсолютно нового химического реагента для очистки трубопроводов и продлению их службы, которому не будет аналогов в Европе.

Госинвестиции в проекты импортозамещения в автомобилестроении составляют более 4 млрд. рублей., в сегменте общего машиностроения — более 12 млрд.рублей, в авиастроения более 4 млрд. рублей. Сегодня в России реализуется множество проектов импортозамещения в промышленности. Некоторые из них имеют особое значение, как для развития целых отраслей, так и для повышения качества жизни россиян. И работа в этом направлении успешно продолжается.





Комментариев нет


Больше информации и контактов вы найдете в публикациях о проектах нового строительства и модернизации:
26 апреля 2024 г.
Строительство жилого комплекса. Общая стоимость проекта составит 4,37 млрд. рублей. Информация о проекте и контакты.
26 апреля 2024 г.
Строительство жилого комплекса. Размер инвестиций 1,4 млрд рублей. Информация о проекте, контакты на стороне заказчика и проектировщика.
26 апреля 2024 г.
Строительство обогатительного комплекса. Размер инвестиций 6 млрд руб. Информация о проекте, контакты на стороне заказчика и проектировщика.
26 апреля 2024 г.
Строительство производственного комплекса. Стоимость проекта 200 млн рублей. Подробности проекта и контакты.